16 января - Всемирный день ледовара. Барнаульские специалисты рассказали о своей профессии
Эта дата была выбрана не случайно – именно 16 января в 1901 году родился американский инженер Фрэнк Замбони, который изобрел ресурфейсер – ледовый комбайн для восстановления льда на катках.
В 40-х годах XX века братья Замбони открыли один из самых крупных катков в стране, одновременно на нем могло находиться до 800 катающихся. Ровный лед удалось создать благодаря проходящим подо льдом охлаждающим трубкам. На выравнивание льда вручную у трех-четырех человек уходило от полутора часов в день. В 1949 году Фрэнк изобрел машину, которая позволяла выравнивать, промывать и повторно заливать лед одному человеку всего за 10 минут. В 1953 году он получил патент на эту установку.
Сергей Горбатов пришел на ледовую площадку барнаульского Дворца зрелищ и спорта 11 лет назад простым стажером: сдвигал ворота, убирал снег. Понемногу присматривался к ледовому комбайну, вникал в тонкости варки льда, пока его наконец-то не пустили за руль.
Сейчас Сергей работает в Ледовом дворце спорта «Динамо» им. Ю.П. Карандина, и у него уже есть свои ученики. Говорит, что за последний десяток лет технология заливки льда почти не изменилась.
«В специальную емкость в машине заливается горячая вода. Машина едет и срезает неровности льда, снег специальным ножом. Сзади льется горячая вода, она топит лед, заливает все неровности. А специальное приспособление – «утюг» – разглаживает поверхность. Этот процесс и есть варка льда. Поэтому нас называют ледоварами», – говорит Сергей.
Размер стандартной ледовой площадки – 60 на 30 метров. Работая одновременно, две машины могут залить ее за 7-8 минут. Одному комбайну потребуется на пять минут больше.
Время застывания льда очень важно, потому что по регламенту перерыв между периодами в хоккейном матче всего 15 минут. Несмотря на то, что в крытом ледовом дворце поддерживается плюсовая температура воздуха, быстрое застывание льда обеспечивают специальные охладительные трубки, пронизывающие бетонное основание.
Чистая вода – хорошее скольжение
Для заливки ледовой площадки используют чистую дистиллированную воду, которую специально закупают для этих целей. По словам специалистов, это повышает процент скольжения.
Белый цвет площадки, по которому операторы могут настраивать свои видеокамеры, получается благодаря специальному порошку, который добавляют на базовом этапе заливки. Если бы не было красителя, мы бы видели только серый бетон – технологическую плиту.
Цветная разметка наносится на базовый слой льда, а сверху заливается еще несколько слоев. Общая толщина льда достигает 4-5 см. Раз в год ледовое покрытие полностью растапливают: без «профилактики» сложно добиться идеального состояния покрытия.
Подготовка ледовой площадки не обходится и без ручного туда. Заливочная машина не срезает несколько сантиметров у кромки борта, поэтому ледовар убирает неровности с помощью специальной подрезной машинки. Кстати, для того, чтобы быстро растопить весь срезаемый с площадки «снег» ледовары выгружают его в специальный резервуар, оборудованный нагревательными элементами. Рассказывают, что летом рыбаки устраивают настоящую охоту за этой срезкой, ведь ее можно использовать для хранения рыбы. По словам Сергея Горбатова, ледовый комбайн выезжает на площадку каждый час. На одну заливку требуется около 800 литров воды.
«Когда катаются малыши, они сильно лед не портят, покрытие остается почти в первозданном состоянии. Если выходят команды постарше, у которых выше вес и торможение более резкое, работы гораздо больше, – говорит Сергей. – Для фигуристов нужен лед помягче, а для хоккея – более жесткий. Обычному человеку, не спортсмену, главное, чтобы лед был ровненький и гладенький».
В помещении – свои тонкости
Ученик Сергея Горбатова Александр Сбитнев считает, что самое сложное в работе ледовара – подготовить лед для кёрлинга.
«Мы начинаем готовить лед примерно за 40 минут до игры, – рассказывает Александр. – Самое главное – сделать «баблы» (от англ. bubble – пузырь) – маленькие капельки на льду. Мы распыляем воду из специального оборудования, получаются маленькие шарики. Сила трения за счет этого становится меньше, и камень для кёрлинга, который весит 20 килограммов, катится дальше».
Александр работает на ледовой площадке в ТЦ «Галактика». Ему приходится довольно часто обновлять покрытие, особенно в выходные, когда на катке может одновременно находиться до 70 человек. Чтобы привести в порядок площадку для массового непрофессионального катания иногда достаточно просто срезать верхнюю часть льда и собрать снег. Специалисты считают, что пластик, который в последнее время стали применять в качестве покрытия на катках, не может сравниться с настоящим льдом. Синтетическое основание более простое в обслуживании, но оно никогда не сможет обеспечить такого же процента скольжения, какое гарантирует натуральный лед из чистой воды.
В «Галактике» для заливки площадки используют ресурфейсер с электрическим двигателем, питающимся от аккумулятора. Эта машина не выделяет выхлопные газы и поэтому полностью безопасна при использовании в закрытом многолюдном помещении. На ледовой арене «Динамо» есть две ледозаливочные машины, которые можно заправлять бензином и газом.
В последнее время специалисты думают над тем, как сделать процесс заливки льда полностью автоматизированным, ведь машина передвигается по площадке по одной и той же траектории. Но это – в перспективах. Профессия ледовара будет жить еще не одно десятилетие.
📺 Репортаж Елены Кузовкиной (телеканал “Наши Новости”) о барнаульских ледоварах.
📺 Репортаж Алексея Любара (телеканал “Вести Алтай”) о барнаульских ледоварах.
Автор: Анна Маковеева
Источник: http://www.altai.aif.ru/society/nozh_utyug_i_pably_ledovary_o_professii_i_kachestve_lda