Александр Усачёв: интервью о российском хоккее для газеты «Алтайский спорт»
В барнаульском ледовом дворце спорта «Динамо» 10 июня состоялась церемония награждения серебряных призёров дивизиона «Бакалавр» Студенческой хоккейной лиги – команды «Динамо-Алтай». Одним из творцов успеха сборной вузов Алтайского края стал её главный тренер Александр Усачёв.
– Александр Юрьевич, поделитесь впечатлениями от прошедшего сезона.
– Он получился неоднозначным: начали очень плохо, была череда неудачных домашних игр. Если выездные поражения в Бердске от «Кристалла» понять можно – он лидер, к тому же для нас это были первые матчи в сезоне, и у ребят присутствовало излишнее волнение, то проигрывать дома Междуреченску было нельзя. Потом мы начали выигрывать, но затем снова последовал провал. Получилось волнообразно. В конце чемпионата ребята всё же собрались: сначала пробились в региональный финал, а затем отобрались и на всероссийские соревнования.
– Вы могли в начале сезона предположить, что он сложится именно так с точки зрения итогового результата?
– Мы не только мечтали о медалях, но и руководство ставило перед нами такую задачу. Однако в виду того, что команду по сравнению с прошлым сезоном покинули 16 человек, надежда на это оставалась слабая. Надо отдать должное ребятам, они справились с этой перестройкой и смогли по-спортивному «затравиться». И сделали то, что сделали.
– Чего не хватило команде для победы в финале?
– Это был другой уровень игры. Бердский «Кристалл» – организованный коллектив. У ребят в этой команде всё подчинено хоккею, учёба у них на втором плане. И даже учебное расписание составлено под тренировочный процесс. К тому же бердчане получают зарплату. А в нашей команде некоторые игроки получают только спортивную стипендию, но таких единицы. У нас играют любители. Есть пара-тройка ребят, которые могут продолжить свою деятельность в профессиональном хоккее, но основная масса выходит на лёд из-за любви к игре. Я сам иногда поражаюсь, откуда у них такая самоотдача.
– Говорят, что тренер растёт вместе с командой. Вы что можете для себя отметить в профессиональном плане?
– Говоря объективно, как таковой тренерской работы в студенческой команде мало. Тренировочный процесс построить очень сложно. Это связано с тем, что ребята ходят на занятия нерегулярно. Всё строится на хорошем взаимопонимании. Я думаю, именно поэтому мы и уступаем Бердску. Если бы наши парни ходили на тренировки постоянно, то «Кристалл» в финале от нас точно ноги бы не унёс.
– А были переломные моменты в сезоне?
– Переломный момент в лучшую сторону случился для нас после поражения от «Горняка» из Междуреченска. Команда смогла собраться, дважды обыграть в домашних играх «Студенческий Металлург» из Новокузнецка, а затем пройтись катком по томскому «Буревестнику». У ребят появилась уверенность в своих силах. К тому же в начале сезона одна команда снялась с чемпионата, поэтому нам пришлось пропускать первый тур. Это немного выбило из колеи.
– Вы часто посещаете игры ХК «Алтай», наверняка следите за бывшими игроками «Динамо». Как оцените их выступления в ВХЛ-Б?
– Здорово прибавили Данил Сурков и Антон Зейвальд. Илья Вопилов почувствовал уверенность, ему давали игровое время, и он смог проявить себя. Виталий Уткин в составе «Кузнецких медведей» стал бронзовым призёром МХЛ. Главное, что ребятам предоставляют игровую практику. Многие из них могли потеряться в хоккее, если бы не было студенческой команды «Динамо-Алтай».
– Это проблема отсутствия в регионе команды, играющей в Молодёжной лиге?
– У меня по этому поводу есть личное мнение. МХЛ – это тупиковая ветвь развития хоккея. Молодёжная лига ограничивается по возрасту – 21 год, но не каждый игрок раскрывается к этому времени. Как минимум нужно повысить возраст до 25 лет: парень уже отучится в вузе, и если он не вырастет в большого хоккеиста, то закончит с этим видом спорта и начнёт себя искать в другом ремесле. А представьте спортсмена в 21 год: он провёл всю жизнь в хоккее, а его выпнули – и всё.
В команду мастеров сложно попасть из молодёжной команды, где все окружены только своими сверстниками. Когда рядом с тобой ветеран, который может передать игровой и бытовой опыт, – это одно, а когда вы все одинаковые – это другое. Не каждый может вырасти в молодёжном хоккее. Этого добиваются единицы. Считаю это упущением нашего хоккея. Вспомните, сколько было в СССР коллективов, откуда люди выбивались в большие команды, потому что они росли с мужиками. Самый яркий пример – Валерий Харламов. Его отправили в Чебаркуль. В советское время молодёжи было где играть, а сейчас – негде.
– То, что новокузнецкий «Металлург» покинул КХЛ, откуда выходили талантливые игроки, это минус?
– Не совсем так. В КХЛ упал уровень игры. У нас сейчас нет столько классных игроков, сколько есть хороших клубов. Пусть их в лиге останется двадцать, но это будут те команды, за которыми будет интересно наблюдать. А сейчас некоторые матчи просто скучно смотреть, результат в них известен заранее. Пусть лучше в МХЛ расширят возрастной ценз, чтобы молодёжь оббивалась там.
Взять высшую лигу – её тоже искусственно омолодили. Это не принесло своих плодов. Давайте посмотрим на примере «Алтая»: многие критикуют уже возрастных Симоненко и Ощепкова, но ведь они лучшие в клубе! Убери их – и там смотреть будет не на кого. Если от них избавиться, то у кого будет учиться молодёжь? Кто в раздевалке им пендель даст перед игрой или тренировкой, кто подскажет на игре? Тренер не может всё охватить.
– Давайте вернёмся к играм «Динамо». Вспомните полуфинальный поединок против московского «Электроника», что вы сказали игрокам перед матчем?
– Предупредил ребят, что соперник непростой. Я смотрел игры этой команды, она обучена играть в хоккей, пусть и на студенческом уровне. Хоккеисты правильно открываются, правильно отдают передачи. У них хороший тренер – Дмитрий Зимин, который поиграл в ярославском «Локомотиве». Ребята мою установку поняли. Тяжело, но всё-таки выиграли матч.
– А после матчей у игроков наблюдается эйфория от победы или депрессия от поражения?
– Я бы не сказал. У нас всё же любительский хоккей. Всё принимать близко к сердцу нельзя. Единственная примета: у нас спаренные игры, и если в первом матче много забили, то в повторной встрече голов может не хватить. Повторная игра, как правило, складывается тяжелее. Но когда игроки переживают за результат, это импонирует. Нет в нашей команде разгильдяйства. В «Динамо» приятно работать.
– В финале всероссийского турнира играли две сибирские команды. Это значит, что наша региональная студенческая лига сейчас самая сильная?
– У нас лига самая представительная. В других лигах команда за сезон может сыграть всего десять матчей. Они собираются раз в три месяца, сыграют по три-четыре игры между собой – и всё. А мы провели 28 игр, плюс товарищеские, а вместе с финалами – 40 игр за сезон! Ребята наигрались. Сейчас они отдыхают, а соберётся команда, скорее всего, только в сентябре.
– Какие перспективы у команды на следующий сезон?
– Сложно сказать. Кто-то будет пробоваться в профессиональные команды, будет большая ротация состава, кто-то покинет нас – пятикурсники заканчивают обучение, по положению им можно играть ещё один год, но не известно, смогут ли они совмещать работу и хоккей, тем более если работают в органах МВД. Всё будет зависеть от того, каким будет состав. Я буду доволен, если кто-либо из ребят уйдёт в профессиональный клуб.
У нашей команды две миссии. Первая – для ребят, которые уже точно не будут играть в хоккей, это возможность продолжить заниматься любимым делом параллельно с учёбой или работой. Вторая – ряду игроков, которые не успели получить достаточный опыт в юношеском хоккее, это возможность получить игровую практику, возможность тренироваться и в итоге попасть в профессиональную команду. Показателен прошлый сезон: восемь человек отправились в хоккейный клуб «Алтай».
– Сейчас вы чем занимаетесь?
– Помимо студенческой команды мне доверили тренировать команду «Динамо», составленную из юношей 2004 года рождения. Хорошие ребята, три крепких состава, сейчас ещё к нам хотят приехать дети с Новосибирска и Томска. Там есть с кем и над чем работать.