«Алтайский феномен» частных спортсооружений

Предлагаем Вашему вниманию статью специального корреспондента «Российской газеты» в Барнауле Сергея Зюзина, из которой вы узнаете:
- Когда появится первый в истории Рубцовска крытый ледовый дворец;
- Сколько стоит спортивные объекты строить;
- Появится ли в Алтайском крае хоккейная команда уровня КХЛ;
- Сколько ледовых арен построят в Алтайском крае;
- Кто будет финансировать студенческий хоккей;
- «Алтайский феномен» частных спортсооружений.
На Алтае частный бизнес взялся за строительство спортивных объектов. К осени 2017-го барнаульский инвестор обещает возвести в Рубцовске крытый хоккейный дворец, первый в истории города. Строить его будет та же компания, которая в нынешнем году подарила жителям краевого центра ледовый дворец спорта “Динамо” (ул. Жасминная,3) с двумя хоккейными площадками.

– У нас есть проект крытого хоккейного комплекса для небольших городов и районных центров: полноценная игровая коробка, тренажерный зал, хостел, ресторан и магазин, – рассказал Михаил Дроздов
Столь крупные спортсооружения – плоды частной инициативы. Ведь соответствующих спорткомплексов, построенных за счет средств федеральных целевых программ, в ближайшее время ждать не приходится: строительство нового хоккейного дворца в Барнауле на проспекте Сибирском заморожено, а разрекламированный несколько лет назад в СМИ футбольно-легкоатлетический манеж за миллиард рублей существует лишь в проектной документации.
Вообще-то частный бизнес не первый год занимается строительством спортсооружений. К примеру, на грант “Спортивное село”, учрежденный главным управления экономики и инвестиций, было создано несколько нужных местным спортсменам объектов. Например, биатлонный комплекс с гостиницей в Алтайском районе, куда регулярно приезжают местные стреляющие лыжники, или лыжную базу в Тягуне, где снег выпадает раньше, чем в других местах края, а сходит очень поздно. В селе Малиновка Алейского района открыли небольшой зал для гиревого спорта. Сельские предприниматели, возводившие спортивные объекты (будь то хоккейная коробка, плавательный мини-бассейн и так далее), получал от крайспортуправления субсидии – от 100 до 300 тысяч рублей – на приобретение спортинвентаря.
Но, по большому счету, это были достаточно скромные проекты. Исключением можно назвать строительство фитнес-клуба с 25-метровым бассейном в Барнауле и спортивного комплекса в одном из крупнейших санаториев Белокурихи. В последнем с удовольствием тренируются в период восстановительных и предсезонных сборов представители как индивидуальных, так и командных видов спорта вплоть до сборных России (к примеру, по биатлону, лыжным гонкам, сноуборду). Однако заниматься в таких центрах по карману далеко не каждому. А вот лёд «Динамо» благодаря довольно демократичной ценовой политике – во всяком случае, пока – доступен практически любому. Доступность идет от целевых установок тех, по чьей инициативе возникли эти объекты.
По словам Михаила Дроздова, председателя правления компании, выпускающей редукционно-охладительные установки, главная цель строительства небольших хоккейных дворцов связана с повсеместным развитием в крае “игры для настоящих мужчин” с перспективой через десять-пятнадцать лет выхода профессиональной команды из Барнаула на уровень КХЛ. В регионе нет крупных предприятий, способных содержать профессиональную команду КХЛ (как, к примеру, в Череповецке), поэтому выход один – развивать собственную базу и комплектовать костяк команды из местных воспитанников.
– У нас есть проект крытого хоккейного комплекса на 2,6 тысячи квадратных метров для небольших городов и районных центров: полноценная игровая коробка, тренажерный зал, ресторан с видом на ледовую арену, магазин для продажи атрибутики и спортинвентаря, хостел для одной команды. Естественно, при строительстве будут применяться только алтайские и российские материалы – как это было сделано с “Динамо”. Мы тщательно просчитали не только капитальные затраты, но и последующие эксплуатационные – чтобы подобные объекты не были непосильным бременем для муниципалитетов и даже приносили некую прибыль. В других регионах они стоят от трехсот миллионов рублей и выше, а наш проект более экономичен – в пределах ста миллионов. Причем мы готовы не только строить такие объекты, но и сопровождать их (например, обучать на базе “Динамо” заливщиков льда). Губернатор Александр Карлин, когда мы рассказали об своих наработках, предложил начать с Рубцовска – города со старыми хоккейными традициями. Краевая власть пообещала выделить необходимые средства, работа началась, – рассказал Михаил Дроздов.
Кстати, лет через пять он рассчитывает построить в 700-тысячном Барнауле еще один крупный хоккейный дворец.
У частных спорткомплексов есть несколько бесспорных плюсов в сравнении с объектами, возводимыми на средства бюджета. Инвесторы считают каждую копейку и контролируют все процессы, продумывают и взвешивают каждое технологическое решение, творчески подходят к решению той или иной проблемы. Наконец, у частников больше возможностей для управленческого маневра, оперативного внесения корректив. Им не надо продираться сквозь засеки и лабиринты торговых процедур, как это происходит при освоении бюджетных средств.
“Алтайский феномен” частных спортсооружений, построенных в тяжелый для экономики страны и края период, еще предстоит осмыслить. Совершенно очевидно, что материальные стимулы здесь не единственные. Существенную роль сыграл человеческий фактор – любовь к малой родине, понимание необходимости заботы о подрастающем поколении. Наверное, неслучайно инвесторами крупных проектов выступила “новая волна” предпринимателей, мировоззрение которых сформировалось в современной России. Как говорится, “кто, если не мы?”.
У частных инвесторов тоже есть основания просить помощи по ряду направлений государственно-частного партнерства. Речь идет не только о транспортной и дорожной инфраструктурах или инженерных коммуникациях. К примеру, на базе хоккейного дворца “Динамо” тренируется и играет одноименная студенческая команда, сформированная из молодых людей, учащихся в барнаульских вузах. Средства добывают из разных источников, хотя, казалось бы, логичнее прописать это финансирование бюджетной строкой. Есть и другие организационные вопросы, которые нельзя решить без участия и взаимодействия властных структур.
Текст: Сергей ЗЮЗИН